Как хочешь, так и будет
Организм имеет потребности в психологическом взаимодействии с окружающим так же, как и в физиологическом. На психологическом уровне человек нуждается в контакте с другими людьми в такой же мере, в какой на физиологическом уровне он нуждается в пище и питье. Чувство принадлежности к группе является первичным психологическим импульсом, обеспечивающим выживание.
Еще один загадочный механизм, который часто осложняет нам жизнь – это скука.
Скука – это форма сопротивления тому, что не подходит вам в жизни. Например, если вы живете с человеком, с которым не хотите на самом деле жить, или работаете на работе, которую ненавидите, - одним словом, когда вам надо делать то, что вам делать совершенно не хочется. Скука – это результат силового привлечения внимания к тому, что неинтересно. Если вы делаете то, что вам неинтересно, наступает безволие как подсознательный саботаж, а затем появляется привычка лениться, сомневаться, искать во всем подвох.
Эти привычки плохи не только тем, что они являются блокиратором ваших истинных потребностей, они еще и тормозят любую попытку что-то изменить в жизни. И мало того, становясь неосознаваемыми, они работают даже тогда, когда вы находите то, что представляет для вас интерес, но – привычка сильнее – вы стремитесь к этому.
Когда нас обидели, страдает не тело – нет ни ушибов, ни ран, страдает только наше самолюбие, наш образ самого себя. Первый импульс – отомстить, нанести ответный удар. Мало того, что переживания являются только продуктом нашего ума, они заставляют вести себя таким образом, чтобы вызывать на себя все новую и новую агрессию окружающего мира.
Как, исходя из своих настоящих возможностей, жить полной, насыщенной жизнью, не прибегая для этого к манипуляциям другими людьми и чужой собственностью? Ответ на этот единственный вопрос раскрывает возможности всех ваших дальнейших действий, направленных на создание той вашей жизненной ситуации, которая будет вас полностью удовлетворять.
Бывает, что человек на пути к своему счастью устраивает баррикады из ложных, наносных ценностей, принципов, установок. Можно сказать, что именно мировоззрение определяет нашу способность быть счастливым.
Как определить, насколько истинна потребность, которую вы сейчас в себе обнаружили? Это действительно потребность или это производное от ума? Потребности ощущаются каждый раз, когда нарушается психологическое равновесие, так же как физиологические потребности ощущаются, когда нарушается физиологическое равновесие. Психологические потребности, как и физиологические, удовлетворяются за счет приспособления организма к изменениям в окружающем его мире. Люди имеют тысячи физиологических потребностей и тысячи – социальных. Чем существеннее для выживания представляется человеку его потребность, тем с большей интенсивностью он направляет свою деятельность на ее удовлетворение. Часто – неосознанно. И до тех пор, пока не придет осознание, с этим ничего нельзя поделать.
Что происходит, если несколько потребностей возникает одновременно? Здоровый организм действует по принципу иерархии ценностей и выбирает доминирующую потребность для удовлетворения, действуя по принципу «сначала- самое важное». В каждый момент доминирующая потребность организма выходит на передний план в качестве конкретной фигуры, а остальные, по крайней мере временно, отступают на задний план.
Чтобы человек мог удовлетворить свою потребность, завершив тем самым свою ситуацию, и перейти к другим делам, ему необходимо осознать свои потребности, уметь обращаться с собой и с окружающим его миром, потому что как психологические, так и физиологические потребности могут удовлетворяться только во взаимодействии организма и окружающего мира. Человек не может питаться (как в прямом, так и в переносном смысле) самим собой, ему необходим окружающий мир, из которого он берет все необходимое для здоровой, полноценной жизни.
Чтобы удовлетворить свои потребности, организм должен найти необходимые ресурсы в окружающем мире. Система ориентации обнаруживает то, что необходимо. После этого организм должен совершить ряд действий, направленных на восстановление органического баланса. Когда баланс восстановлен, потребность удовлетворена – значит, ситуация завершена.
Если из-за нарушения механизма приспособления к окружающему человек не чувствует свою доминирующую потребность и не может верно ее идентифицировать, не способен выстраивать свои отношения с миром, чтобы достичь удовлетворения своей потребности, его поведение будет дезорганизованным и неэффективным – он будет пытаться делать слишком много вещей сразу.
Мы часто оправдываем свои нынешние трудности прошлой жизнью, мы погружены в свои несчастья. Вырастая из детского «я не могу с этим справиться», мы начинаем говорить «я не могу с этим справиться, потому что…», вместо того чтобы повзрослеть, научившись с этим справляться. Вполне возможно, что вы ведете себя определенным образом, «потому что» нечто произошло с вами в прошлом, однако ваши сегодняшние трудности связаны с тем, как вы действуете сегодня. Ситуация в которой вы не отслеживаете, что с вами происходит, что вы чувствуете, видите и слышите, чего вы хотите и чему препятствуете, ограничивает вас в ваших маневрах, поскольку у вас слишком мало информации для того, чтобы выбирать. Выбирать можно, во-первых, цель (что вы хотите менять), во-вторых, средства ее достижения.
Смысл любого обучения или тренировки сводится к тому, чтобы приобрести навыки, которых не было раньше. В первую очередь важна разница – между тем, какие навыки есть, и тем, чего хочется достичь. Для этого необходимо определить, что и как я делаю сейчас и в чем будет новизна, в чем разница между действительным и желаемым, причем определить не теоретически (размышляя об этом), а практически, через свои ощущения. Этот процесс сводится к ответам на вопросы: «Что у меня есть?», «Что я делаю?», «Как я делаю?», «Что я при этом чувствую?» и т.д.
Однако успех и в том и в другом не определяет одно только осознавание себя (хотя это-половина успеха). Чтобы изменить себя (свое тело, здоровье, реакции, отношения с людьми, привычки), кроме осознавания «как я это делаю обычно», а также «как я это делаю сейчас», стоит научиться видеть, чем так важны для нас привычные действия. До тех пор, пока неосознанная значимость привычных действий будет влиять на наши поступки, никакая сознательная корректировка не изменит этих навыков. А еще важно осознавать, как вы не даете себе делать то, что вы хотите и в чем вы реально нуждаетесь.
Преодоление трудностей реально, когда:
налажен процесс осознавания себя
есть представление о том, как корректировать себя, создавать новые модели своего поведения, более адекватные существующей действительности, чем те, которыми вы пользовались раньше под влиянием своих защитных механизмов.
Так я хочу привести примеры для понимания того, как происходит процесс осознавания своих потребностей. Вы заходите в магазин и начинаете прислушиваться к тому, что именно вам хочется, отбрасывая то, что вы «давно не ели», «давно хотели попробовать», «видели на столе у подруги» и так далее, ориентируясь только на то, что просит организм. Выберите что-нибудь одно и съешьте это дома, не спеша. Прислушайтесь – что с вами происходит, когда вы едите это, и что – после того, как съели. Попробуйте так же поступать с музыкой и книгами, даже не в магазине, а у себя дома. Попробуйте подбирать людей для общения в таком же порядке. Попробуйте организовать события своего дня так же.
Чувства и ощущения являются самыми главными информаторами о самом человеке и индикаторами достоверности внешней информации. Проблема современных людей заключается в том, что у большинства с детства отработаны приемы подавления своих чувств с целью соответствия той или иной социальной ситуации. И таким образом все мы частично слепы и глухи к происходящему, а потому часто не можем понять, почему с нами случается одно и то же. Но подавление чувств не освобождает нас от них, а переводит их в другое русло – рождает вторичные чувства, различные толкования, которые становятся основой мышления и мировоззрения, часто далекого от реальности, а также в психосоматические явления: головные и мышечные боли, спазмы, нарушения пищеварения и кровообращения.
Осознавания не может быть слишком много или слишком мало. Мы все время находимся в равновесии и осознаем ровно такое количество происходящего, с каким можем справиться на данном уровне интеллектуально-психического развития. И когда мы поступаем в жизни так или иначе – мы поступаем так, как умеем. Выше головы не прыгнешь – остается лишь учиться постепенно расширять границы своих навыков. Осуждать себя за ошибки – бесполезная трата энергии. Расширение навыков состоит в том, чтобы сдвинуть себя с мертвой точки. Направление при этом может быть любым.
Для того, чтобы развиваться, нет необходимости зарываться в глубины бессознательного, нужно научиться осознавать очевидное. Не важно, «почему» что-то происходит с вами, поскольку знание причины не решает ваших проблем. Важно, как вы поступаете сейчас в жизни. когда вы понимаете структуру того, что с вами происходит, вы можете изменять ее. Причину же изменить невозможно. Важно, как вы делаете то, что с вами происходит, и как создаете эти ситуации. Признаете ли свое авторство на то, что с вами происходит? Готовы ли получать за это дивиденды?
Если вы живете в настоящем, вы используете очевидное. Если вы живете в прошлом или в фантазиях – вы не способны получать в своей жизни удовольствие в настоящем.
Понимание человеческого поведения ради самого понимания – интеллектуальная игра, способ убить время. Понимание себя предполагает нечто большее, чем способность мыслить,- оно требует способности чувствовать.
Для разрешения ваших проблем недостаточно анализа и понимания того, что с вами происходит. Хоть это и помогает избавиться от замешательства, этого не достаточно для того, чтобы сформировалась способность опираться на себя самого, необходимая для осуществления выбора. Вы можете полностью понимать себя, но быть неспособными самостоятельно что-либо сделать. Первым импульсом, помогающим человеку стать самостоятельным, может стать только его способность определять свои истинные потребности и, что самое главное, предъявлять их.
У каждого из нас есть граница, отделяющая нас от внешнего мира. Это кожа, органы чувств. С их помощью мы взаимодействуем с окружающим миром. То, что происходит вокруг, как-то задевает нас, и на это реагируют наши тело, эмоции, разум. Если что-то происходит внутри тела, мы тоже реагируем, удовлетворяя возникшую в организме потребность.
Понимание того, что психические и физические действия тесно связаны друг с другом, придает осмысленность нашим наблюдениям. Если психическая и физическая деятельность взаимосвязаны, тогда то, что происходит с нашим телом, когда мы о чем-то думаем и что-то чувствуем, можно считать проявлением взаимодействий человека с окружающим миром. При этом важны не только слова и мысли, но и то, как мы при этом жестикулируем, дышим, говорим. Наши телесные проявления – это ключи к тому, о чем мы думаем, что чувствуем, что хотели бы делать.
Проблема современного человека в том, что он теряет чувствительность. По мере того, как он утрачивает восприимчивость к происходящему, он теряет и свободу выбора действий, способных изменить его жизнь в лучшую сторону.
Для того, чтобы успешно меняться, необходимо научиться видеть то, что есть на самом деле, то есть перестать устанавливать отношения, в которых мы стремимся создать образ другого по своей привычной схеме, вместо того, чтобы контактировать с реальным Другим. Нужно научиться выражать то, что просит выражения, понимать себя и других, не искажая увиденного своими проекциями, предрассудками и предубеждениями. Только преодолевая специфические индивидуальные ограничения своего характера, научаясь обходиться с каждой новой ситуацией по-новому, используя все свои возможности, можно обрести свободу действия.